Интервью на «Радио 2» Би Би Си.
Среда, 9 сентября 1998.
Шоу Ричарда Эллинсона. Ведущий – Никки Хорн.
Никки Хорн: Итак, наконец-то пришло время для нашего вечернего
гостя, человека продавшего по всему миру более сорока миллионов экземпляров
своих альбомов. Мастер наложений, он пишет настолько необычную музыку, что её
невозможно скопировать. Я скажу только два слова: TUBULAR BELLS, и вы уже знаете, о ком идет речь. Да,
конечно, это никто иной, как Майк Олдфилд. Почти через двадцать лет после
оглушительного успеха самой оригинальной музыкальной работы того времени –
альбома “Tubular Bells”, Майк написал продолжение “Tubular Bells II”, а недавно закончил последнюю часть
трилогии. Источником вдохновения послужил его новый дом в Ибисе, клубный дэнс саунд, спиритуализм и
загадочность альбома неразрывно связаны с этим островом. Итак, поприветствуем
Майка Олдфилда!
Прежде чем начать разговор, я хочу передать вам огромную
благодарность от Ричарда Эллинсона и его жены Линды. Недавно, как раз когда,
состоялась премьера “Tubular Bells III”, Линда была на восьмом
месяце беременности. Мы пришли на концерт, но как только заиграли первые
аккорды и Линды начались схватки, и через четыре часа она родила малыша Брюса
Эллинсона. Так ваша музыка помогла появится на свет ещё одной новой жизни.
Майк Олдфилд: Вот уж люди разное говорят.. Истер Рензер сказала мне,
что провела медовый месяц, слушая “Tubular Bells”, теперь кто-то родил..(смеется). Как это мило.
Н.Х.: Ну, вы теперь – крестный отец акушерок. Ещё я должен
поблагодарить вас, после концерта Линда родила, Ричард ушел в отпуск, и теперь
здесь я вместо него.
М.О.: И всё это из-за моего коцерта…
Н.Х.: Давайте поговорим о концерте. В тот вечер была ужасная
погода, это был первый осенний дождливый день, и к вечеру изморось превратилась
в настоящий ливень. Должно быть это расстроило вас?
М.О.: Ну, как говориться, «шоу маст гоу он». Днем раньше погода
была прекрасной, мы отрепетировали весь концерт. Утром я увидел, как в небе
собираются тучи, и подумал, что мы, наверное, упустили хороший день. После начала концерта стал накрапывать дождик, и
мне показалось, он сейчас кончится. Но постепенно дождь становился всё сильнее
и сильнее, и я заметил, что вокруг начали появляться лужи. Я посмотрел на
несчастную публику и подумал про себя: «Мне жаль, что всё так получилось.»
Потом один из наших генераторов промок, и боковая система освещения отрубилась.
К счастью, у нас было несколько дополнительных прожекторов на здании
Адмиралтейства. И самое необычное – я не знаю, может быть именно в этом
заключается вся чопорность англичан – все сидели с таким видом, как будто они наиприятнейшим
образом проводят время. Некоторые даже сняли одежду и танцевали. Сначала я даже
хотел не исполнять последнюю композицию, но публика оказалась настолько
душевной, что я не смог не сыграть для нее.
Н.Х.: Получается даже немного иронично: дождливая премьера “Tubular Bells III” , написанного на солнечной Ибисе.
М.О.: Полагаю что да.. За то, песня “Man In The Rain” получилась очень даже уместной.
Н.Х.: Говоря об Ибисе, вы ходили по клубам, и это вас вдохновило? Я
хочу сказать, я знаю вас уже много лет и думаю, что вы не из тех, кто любит
слоняться по рэйв-вечеринкам.
М.О.: Я очень многосторонний, я не хочу сказать, что у меня
раздвоение личности, просто иногда я могу быть очень шаловливым и даже диким.
Многие говорят обо мне как о человеке с несчастным детством, но на самом деле,
первые пять или шесть лет моей жизни до начала неприятностей были просто
замечательными. Шаловливость сохранилась во мне с детства, вот только ее
проявление зависит от компании, в которой я нахожусь, и от того, сколько я выпил.
Я могу быть эдаким гулякой, но вскоре вновь ухожу в себя на несколько недель, а
потом опять раскрываюсь.
Н.Х.: почему вы поехали на Ибису, я думал, вы могли бы счастливо
жить на каком-нибудь тихом греческом
острове, как, например, Дейв Гилмор; или где-нибудь на Багамах?
М.О.: Не знал, что есть остров Дейв Гилмор. Я просто искал участок
земли, я хотел жить на побережье – я никогда раньше не жил у моря – и хотел
придумать, начертить и построить дом моей мечты. Однажды я листал воскресную
газету и наткнулся на объявление «земля на Ибисе» - кто-то пытался продать дом.
Так у меня появилась земля. Это был сорока пяти градусный уклон, поэтому
пришлось построить специальную дорогу, выкопать несколько тонн земли, вывезти
камни и валуны. Несколько огромных камней мы, всё же, оставили там. Позже, я
осознал, что мой дом находится в европейской столице попсовой и танцевальной
музыки. Там я научился танцевать, раньше я был, ну, знаете, из тех, у кого на
дискотеках никогда нет партнерши… Я познакомился с индейцем по имени Ацтек –
вообще, там очень много необычных людей
– и он научил меня танцевать Капира – это бразильский народный танец.
Н.Х.: Я хочу поставить песню из нового альбома, это будет MAN IN THE RAIN, о которой мы только что говорили. Мне
кажется, что, услышав её, подумают, что знают ее давно.
ИГРАЕТ MAN IN THE RAIN.
Н.Х.: Майк Олдфилд всё ещё с нами на Радио 2, это была песня MAN IN THE RAIN , что-то вроде MOONLIGHT SHADOW 2.
М.О.: Да, я написал ее как продолжение MOONLIGHT SHADOW. У меня всегда есть небольшой запас
идей, с которыми я не знаю, что делать. Я знаю, это хорошие композиции, но то я
не могу найти исполнителя, то не могу решить, в каком ключе должна звучать
песня. Так было и с MAN IN THE RAIN, я долго пытался
что-то сделать, но у меня не очень получалось. Тогда я задумался, что же
сделало MOONLIGHT SHADOW такой популярной, я долго анализировал и
пришел к выводу, песня так понравилась людям из-за ударных и ритм-секции. Так,
одни копируют других, а я решил скопировать самого себя. Я взял ритм из MOONLIGHT SHADOW, вставил его в Макинтош и сделал
кое-какие доработки – так получилась новая песня. Слова были у меня давно и я
быстро нашел исполнительницу – Кару из команды “Polar Star”.
Н.Х.: Милая композиция, но, все-таки, странно, что вы повторяете
себя. Для вас были тяжелые времена, связанные с успехом “TUBULAR BELLS”, удача же не просто сидит на плечах...
М.О.: Я был очень застенчивым, многого боялся. Я не мог жить в
городе, не любил неоновые огни, мне по душе были солнце или свет свечи. Центром
внимания был… Ох, мне просто хотелось убежать от всего этого куда-нибудь,
спрятаться в маленьком домике где-нибудь в Уэльсе.
Н.Х.: И тогда вы написали HERGEST RIDGE.
М.О.: Да, правильно.
Н.Х.: Вы ведь занимались разными тренингами, практикумами в
группах, что бы преодолеть свои страхи. После них вы стали совсем другим,
настолько другим, что голым позировали для музыкальных газет, не так ли? И вы
купили вертолёт…
М.О.: Нет, я только учился
летать на вертолёте, но никогда его не покупал. У меня самолёт.
Н.Х.: Но, ведь, вы покупаете вещи, повинуясь сиюминутному импульсу,
верно? Вы из тех парней, которые увидят что-нибудь и думают: «почему у меня этого до сих пор нет?» Однажды вы
увидели классный Porsche (Майк Олдфилд
смеется) и импульсивно купили его… расскажите.
М.О.: Я не знаю, откуда вы знаете об этом, наверное, из газет… В
«Капитоле» был один тип – Ди Джей Никки как его там.. – не помню фамилии – однажды он рассказал мне про
Porsche, про то, с каким
свистом работает его турбо двигатель, показал машину. Я прокатился, и, должен
сказать, что согласился с ним, это была великолепная машина. Это был мой первый
Porsche, с тех пор я
держал Porsche десять лет.
Н.Х.: Вы, ведь, сейчас разговариваете с этим человеком…
М.О.: Да?! Никки… Никки Хорнпайп?
Н.Х.: …вы вышли из студии, увидели машину и сказали: «я хочу это!»,
и на следующий же день выписали мне чек.
М.О.: Шутите?
Н.Х.: Нет. Должен сказать,
было очень приятно. Помню, после того как вы прокатились на ней, вы сказали,
что теперь у вас есть символ престижа.
М.О.: Когда я написал TUBULAR BELLS, мне было 19 лет, а ведь каждый девятнадцатилетний мечтает о спортивной машине. У меня было
несколько Ferrari и Mazaratis, потом, в начале восьмидесятых дела
пошли наперекосяк, я продал все машины и остался только с маленькой Lancia. Затем появилась MOONLIGHT SHADOW и CRISIS, мои дела снова
пошли в гору, и тогда я купил свой первый Porsche. Здорово иметь символ престижа. Сейчас я езжу на любимом
старом «Мерседесе».
Н.Х.: Да, должен сказать, вы здорово смотрелись за рулем Porsche, и я очень дорожил вашим чеком.
М.О.: У вас, случайно, нет еще машин, чтобы продать?
Н.Х.: К сожалению, нет.. Вот ещё одна композиция с альбома, это
трек SECRETS.
ИГРАЕТ SECRETS.
Н.Х.: Майк Олдфилд с нами на Радио 2, это была композиция SECRETS.
В Интернете я прочитал, что в вашу честь назвали планету.
М.О.: Вообще-то, это астероид.
Н.Х.: Пардон, а разве есть разница?
М.О.: Я пока ещё не заслужил планету, обычно начинаешь с астероида.
Н.Х.: Он называется 5656-Олдфилд.
М.О.: Верно. Думаю, он на больше трех метров в диаметре.
Н.Х.: О, а я думал, он огромен. (оба смеются)
М.О.: Ну, может, чуть больше. Кто-то из Штатов открыл три
астероида. Он увлекался музыкой, поэтому первый из них получил Мик Джаггер,
второй – я, а третий, по-моему, Дэвид Боуи.
Н..Х: Вы когда-нибудь видели его в телескоп?
М.О.: Я думаю, понадобится телескоп размером с дом.
Н.Х.: Ещё я прочитал, что TUBULAR BELLS до сих пор считается самым успешным альбомом на Virgin.
М.О.: Я не знаю, правда ли это. Это инструментальный альбом, и,
возможно, он самый удачный из инструментальных. Такие люди, как, например Фил
Коллинз тоже продают умопомрачительное количество копий своих альбомов.
Н.Х.: Говоря о Virgin, в своё время вы
были близкими друзьями с Ричардом Бренсоном, он был для вас как второй отец, а
сейчас вы не общаетесь.
М.О.: Работая над первым альбомом, я очень нуждался в деньгах. У
меня не было ни копейки, я жил в маленькой квартирке на Тоттенхем и я даже
воровал картофелины из овощного ларька, чтобы приготовить ужин! После я
поселился в славном загородном особняке в Оксфордшире. Здесь было много
музыкантов, очень симпатичных девушек,
я чувствовал себя как в раю. Я благодарен Ричарду за это. Он дал мне
возможность писать музыку, он был моей
поддержкой. Он относился ко мне по отечески, и я очень признателен ему за это.
Н.Х.: Однако всё изменилось…
М.О.: Его интерес стал постепенно уменьшаться. Я не люблю людей, которые
бросают дело незаконченным. Я хотел уйти из Virgin, но он не отпускал меня. Контракт налагал на меня
обязательства – эта бумажка, на которой я однажды небрежно нацарапал свое имя,
теперь сковывала меня. Она создавала сильное напряжение между нами, я понял,
что должен бороться. Мы долго не
разговаривали, не смотря на миллионы писем от адвокатов, суда так и не было; и
мы сами пришли к кое-каким соглашениям. Затем я не видел его несколько лет.
Однажды я осознал, что стоит мне открыть газету, как я сразу же вижу фотографию
Ричарда. Он был в прессе, на телевидении, в общем, везде! Я подумал, что мне бы
было интересно вновь с ним увидеться. Я позвонил ему, мы встретились, выпили
шампанского. В тот вечер я понял, что мне приятно с ним общаться, я знаю, он немного
странный, он может быть стервозным, а иногда и просто глупым, но все же в нем
есть что-то особенное.
Н.Х.: Мне всегда казалось, что важнейшей частью для вас является музыка, с бизнесом у вас не так
хорошо, вы предпочитаете сочинять и не занимаетесь коммерческой стороной.
М.О.: Ещё одной причиной ссоры с Ричардом послужил то, что в самом
начале он был моим менеджером. Нельзя быть одновременно и руководителем
звукозаписывающей компании, и менеджером – это две противоположности. Одной из сторон нашего соглашения было то,
что я должен был стать сам себе менеджером. Я сам занимался раскруткой,
рекламой, открыл банковские счета. Я сделал очень много, можно сказать, я на
своей шкуре испытал, что такое музыкальный бизнес.
Н.Х.: Нам надо торопиться, потому что время поджимает. Вы всегда
говорили, что не очень довольны первым альбомом из-за небольших его изъянов.
Довольны ли вы результатами последней работы?
М.О.: Конечно, сейчас я больше ушел в танцевальную музыку. “Tubular Bells III” технически совершенен, я провел очень много времени за
компьютером, чтобы добиться этого. Звук получился отличный, хотя было немного
утомительно смотреть на монитор много часов подряд. Следующий альбом я хочу
записать только с помощью гитар, только живые гитары, ни каких больше
компьютеров. Я уже начал работать, получается весьма занятно, просто сидишь и
играешь.
Н.Х.: Желаю удачи. Когда я видел вас в прошлый раз – это было шесть
или семь недель назад, ещё до премьеры – вы сказали мне, что волнуетесь о том,
что скажут критики. Сейчас, наверное, вы засыпаны кучей статей.
М.О.: В газете «Таймс» был написан лучший из всех которые я
когда-либо читал отзыв о “Tubular Bells III”. Статья была напечатана на следующий день после премьеры. Сейчас
она висит на магнитике на холодильнике, скоро я сделаю для нее рамку и повешу
на стену, я не думаю, что когда-нибудь про мою музыку напишут лучше, чем в этой
заметке. Спасибо тому, кто её написал, он, должно быть, сильно промок в тот
вечер. Конечно, были и холодные отзывы…
Н.Х.: Мы замечательно провели время, ещё раз передаю вам
благодарность от Ричарда Эллинсона за малыша Брюса. Спасибо, что пришил,
приятно было снова вас увидеть, удачи с новыми проектами.
М.О.: Спасибо.
© Roman Davydoff.